"Спроси раввина"

Вопросы


"Ад матай?"

Вопрос: Есть ли в Еврейской Традиции упоминание катастроф, которые произошли в последнее время?
Ответ: На прошлой неделе нас ожидало двойное испытание. Еще не притупилась боль после трагической гибели моряков "Курска" в Баренцевом море, а в Москве уже горела Останкинская башня. В это время мы читали в дневной порции Псалмов (139:8, 9): "Куда я уйду от духа Твоего, куда убегу от лика Твоего? Если поднимусь на небо - и там Ты, спущусь ли в бездну - Ты и там. Понесусь ли на крыльях, словно утренняя заря, перемещусь ли на край моря - и там рука Твоя поведет меня…" Катастрофа в небе идет на смену трагедии на дне моря. Не хочется быть дурным предсказателем, но мы знаем, что подобная череда трагических событий - примета эпохи Мошиаха. На это есть только один ответ: "До каких пор мы будем ждать тебя, Мошиах" - "Ад матай?"


Вопрос: Я слышала про христианскую заповедь "подставь правую щеку". Как в иудаизме решается этот вопрос?
Ответ: Если быть точным, у христиан сказано, что есть "ветхозаветный" закон: "око за око, зуб за зуб". А им же рекомендуется "не противиться злу". И если кто "ударит по правой щеке, то следует подставить левую".
Для начала стоить подчеркнуть, что в принципе, еврейская традиция старается без нужды не вступать в полемику с другими религиозными системами. Но коль скоро вопрос был задан, и он волнует многих, то придется на него ответить.
Во-первых, как уже говорилось не раз, принцип "око за око" не есть призыв к мщению. На самом деле это всего лишь требование денежной компенсации (условная стоимость "ока") за нанесенный ущерб (пострадавшее другое "око"), что никак не противоречит принципу "любви к ближнему". Кроме того, как обычно в христианской традиции, в ее основе лежат принципы иудаизма, только в сильно искаженном виде. В данном случае, есть похожее выражение в книге "Эйха", где относительно недавно мы читали (3:27,30): "Благо для мужа, если (…) он подставит бьющему его щеку свою, досыта вкусит позора". Но главное не это, а то, как Традиция объясняет подобное поведение. Далее там говорится: "Не из уст ли Все-вышнего исходит зло и благо?". И еще: "Будем искать пути наши, исследуем и обратимся к Б-гу". Все это можно объяснить следующим образом. Когда с человеком случается (конечно, не дай Б-г!, поскольку просить мы должны у Него только хорошее) несчастье, первое, что он должен сказать себе: "Из уст Все-вышнего не исходит ни дурное, ни благо". Т.е. самое происшествие - это только видимая оболочка, и уже мы сами, своим отношением к происходящему и своими поступками обращаем то, что, послал нам Все-вышний, либо во благо, либо, (не дай Б-г!) - в его противоположность.
Но в чем может состоять благо? В том, что это подталкивает и побуждает меня к раскаянию. Именно потому я должен "подставить щеку бьющему меня", что понимаю: это испытание посылает мне Творец (это исходит "из Его уст") и, следовательно, для моего же блага. И под "бьющим" я должен подразумевать именно Его. Даже, если реально ущерб был нанесен вполне конкретным человеком.
Поэтому дальше в той же главе сказано о спасении: "В тот день, когда я звал Тебя, Ты приближался ко мне и говорил: Не бойся! Спорил Ты, Г-споди, с врагами души моей, спас Ты жизнь мою". Только в таком контексте эта рекомендация и обоснована. Но христиане, как обычно, ее из этого контекста вырвали и возвели в иное качество, как некоторый "универсальный" принцип, а в этом случае он "не работает".
Ну, а что касается тезиса: "непротивления злу", так это вообще аморальный принцип. В этом и состоит назначение человека в этом мире - противостоять злу и способствовать раскрытию святости. Надо только уметь правильно распознавать, что есть святость, а что противостоит ей в этом мире, т.е. духовное "зло", как сказано ("Коэлет", 7:14): "Все-вышний создал (мир таким), что одно (зло) противостоит другому (святости)".

[ Список вопросов ]


Вопрос: Я слышал, чтов Синагоге на Поклонной горе в пятницу 4 августа была проведена Хупа. Насколько это соответствует Традиции?
Ответ: Я не присутствовал при этом, но судя по рассказам соблюдающих евреев, свидетельству которых мы можем доверять, имело место сразу несколько нарушений.
Во-первых, как известно, в траурный период "Бейн-ѓа-Мцарим" не ставят Хупу. А после начала (Рош-Ходеш) месяца Менахем-Ав запрещены даже помолвки. Тем более это запрещено делать публично, т.е. в общественном месте, каковым, безусловно, является Синагога.
Во-вторых, и это самое главное, любой подобный обряд имеет право проводить только ортодоксальный раввин, естественно со "смихой" (документ, подтверждающий его раввинские полномочия). Дело в том, что Хупа, это не только красивый обряд. С точки зрения еврейского Закона (Галахи), если проведен еврейский обряд бракосочетания, то это накладывает на жениха и невесту (и на того, кто этот обряд поводил, т.е. "ставил Хупу") серьезные обязательства. В частности (хотя это далеко не единственная проблема), если, (не дай Б-г!, конечно), в будущем молодые решат расстаться, то муж обязан дать своей жене разводное письмо (гет). Это можно сделать только с помощью раввина. Без этого они в любом случае остаются мужем и женой, даже если они при этом развелись по гражданскому обычаю и давно уже не живут вместе. Далеко не все знакомы с этими законами.
Кроме этого, вообще любое публичное мероприятие в Синагоге обязательно должно быть согласовано с руководством общины, что, насколько мне известно, сделано не было.
Остается выразить надежду, что те, кто организовывал эту Хупу (или помолвку) сделают для себя должные выводы (тшуву) и впредь не станут брать на себя раввинские полномочия и заниматься не своим делом, как это принято во всем еврейском мире. Тем более, что это в интересах всей общины.

[ Список вопросов ]


Вопрос: Можно ли подавать милостыню цыганам на улице?
Ответ: В науке есть противоречивые мнения о происхождении цыганского этноса. Общепринятая версия утверждает, что цыгане - это потомки выходцев из Индии, покинувшие ее в начале 12 века. Интересно, что сами цыгане в большинстве своем согласны с таким "родством". Но есть и "альтернативная" версия, утверждающая, что родина цыган - Древний Египет.
Еврейская традиция считает, что цыгане являются потомками тех, кого Тора называет "многочисленный сброд" ("эрев рав"), и который вышел из Египта вместе с евреями во времена Исхода. Этим объясняются многие факты из истории и быта этого народа. Цыгане - это народ-антипод по отношению к евреям. Пристрастие к картам (карты, как известно, пришли из Египта), отсутствие своей родины, устойчивых религиозных убеждений (цыгане исповедуют христианство весьма своеобразного толка, с элементами язычества), асоциальный характер их быта. Характерной чертой цыган является профессиональное воровство и мошенничество. Согласно еврейской традиции, еврей обязан подавать посильную милостыню нищим на улице. Исключением являются пожертвования на культовые цели (на церковные нужды и т. д.), просители с христианской символикой (иконками и т. д.) и цыгане. В этих случаях подавать запрещено.
Однако крайности сходятся. Помимо отдаленного внешнего сходства, есть еще более убедительные факты. Как известно, фашисты уничтожали евреев вместе с цыганами, а общепринятая неприязнь к цыганам в чем-то сродни повсеместно распространенному явлению антисемитизма. Однако, как уже было сказано, это говорит лишь о полном духовном антагонизме этих двух наций. Евреи выходили из Египта по "идеологическим" соображениям: они шли получать Тору и служить Творцу. Тот "многочисленный сброд", который вышел вместе с ними "под шумок" стал источником многих трагедий и несчастий (в частности, по их инициативе был изготовлен Золотой телец).
Очевидно, что здесь речь не идет о неприятии цыган, как нации. Любой человек оценивается по своим поступкам независимо от своей национальной принадлежности.

[ Список вопросов ]


Вопрос: Какое отношение в еврейской традиции к золоту и золотым изделиям?
Ответ: Отвечу "по-еврейски" - вопросом на вопрос. Вы никогда не задумывались, почему золото так высоко ценится в человеческом обществе? Ведь практическая ценность его весьма ограничена, даже при современных технологиях, где оно иногда используется. Красота же золотых изделий, впрочем, как и вообще красота - понятие относительное.
В принципе, это наследие далекого прошлого, когда золото ценилось, как драгоценный и вместе с тем редкий металл. Попутно, вопрос: почему Творец сделал дорогие и ценные вещи редкими и труднодоступными: драгоценные камни, дорогие металлы, жемчуг и т. д.? Или это случайно совпадение? А может быть то, что широко распространено и доступно почти каждому не может высоко цениться? В известном смысле - да. Хотя обратное не всегда верно: Редкая вещь не обязательно будет в цене только благодаря своей редкости. Но вернемся к золоту.
Все, что окружает нас, является частью общего замысла Творца и имеет свое назначение в этом мире. Поэтому каждое творение имеет свою истинную ценность, в соответствии с тем, насколько важная роль отводится для данной вещи в этом замысле. И мнимую ценность - ту, которой наделяет эту вещь сам человек. Как говорят наши Мудрецы (ЗЦЛ), Все-вышний создал золото, исключительно для того, чтобы служить украшением Храма. Об этом пишет и Рамбам в "Законах Храма" (гл.1, п.11): "Наилучшее выполнение заповеди (строительства Храма): всемерно укреплять здание Храма и делать максимально величественным (…). И стараются украсить его, насколько позволяют возможности общины. Если есть возможность покрыть все здание Храма золотом, то это следует сделать" (перевод свободный).
Поскольку Все-вышний предназначил золото для украшения (Храма), то и человек интуитивно стал использовать этот металл для схожих целей. Однако это не есть его истинное предназначение. Поэтому, с одной стороны золото и деньги в будущем обесценятся (правда, по разным причинам). Но, с другой стороны, те, у кого останется свой личный "золотой запас", смогут распорядиться им с пользой: поучаствовать в выполнении заповеди, пожертвовав его на строительство Храма. А это время уже не за горами. Как об этом сказано там же у Рамбама (гл. 1, п. 12): "Все обязаны участвовать в строительстве Храма и оказывать в этом посильную помощь своим имуществом: и мужчины, и женщины. (Однако детей не отвлекают от занятия Торой даже для строительства Храма)".

[ Список вопросов ]


Вопрос: В Торе написано, что жертвенник строили из неотесанных камней. Почему?
Ответ: Не только это. Металл не должен даже касаться камня, который предназначен для жертвенника. Одно из объяснений состоит в том, что металл ассоциируется, прежде всего, с оружием, например: ножом, мечом и т. д. Назначение оружия - укорачивать человеческую жизнь, а жертвенник, с помощью которого еврей имеет возможность искупить свой грех, наоборот - ее продлевает. Об этом говорят Мудрецы (ЗЦЛ): "Обвинитель не может стать защитником".

[ Список вопросов ]


Вопрос: Может ли религиозный еврей заходить и делать покупки в "некошерных" магазинах?
Ответ: Очевидно, что речь идет о покупке кошерных продуктов, но в сугубо "некошерных" магазинах, например: мясном, сырном, винном (если там нет другой продукции) и т. д. Поэтому главная проблема здесь связана с запретом "хилуль-Ѓашем" (т.е. запретом порочить своими поступками или словами Имя Творца). Речь идет о таких ситуациях, когда у самого еврея реально нет никаких сомнений в правильности своего поведения, однако окружающие его люди (евреи, которые заведомо менее осведомлены в вопросах и тонкостях Торы, а в некоторых случаях, даже и не евреи) могут неправильно истолковать твои действия. И, как следствие, нарушить законы Торы, основываясь на подобном "двусмысленном" поведении другого еврея.
Например, еврей, покупая мясо в кошерной лавке у знакомого мясника, может не заплатить сразу, поскольку оба доверяют друг другу, и даже не сделать никакой пометки. Другой еврей, который наблюдал все это, может посчитать, что в некоторых случаях вообще нет необходимости платить. Такое поведение запрещено.
Аналогично, в Шаббат еврей не должен посещать учреждения, не имеющие отношение к Субботе (например, заходить в магазины, учебные заведения, государственные учреждения и т.д.). Хотя формально, он может при этом ничего и не нарушить.
Существенно, что в данном случае не принимается во внимание уровень знания и другие достоинства, т.е. подобное поведение не допустимо даже для талмид-хахама (Мудреца).
Таким образом, покупки в "некошерных" магазинах, как и другие подобные поступки, могут привести к следующим нежелательным последствиям: а) это введет в заблуждение других; б) это вызовет недоверие к религиозным людям вообще и отдалит простых евреев от Торы.
Хотя следует отдельно принимать решение в каждом конкретном случае, конечно с помощью раввина.

[ Список вопросов ]


Вопрос: Недавно было сообщение, что учеными был расшифрован геном (генетический код) человека. Как еврейская традиция к этому относится?
Ответ: Как мы уже писали, само по себе практически любое научное открытие не может быть предметом запрета, как не может быть запрещен сам процесс познания. (Естественно, это остается верным только в том случае, если для достижения и выявления истины мы пользуемся методами, не нарушающими запреты Торы). Это же можно сказать и относительно дальнейших перспектив использования данного (и многих других научных открытий 20 века). Тора не запрещает, а наоборот, предписывает познание окружающего мира, видя в этом один их путей постижения мудрости самого Творца. И точно также, она не запрещает в дальнейшем использовать полученные знания. Даже, когда человек, как нам кажется, "вторгается" в замыслы Творца и пытается что-то в них изменить. Как сказано в "Притчах" ("Мишлей"): "На всех твоих путях познай Его". Все-вышний предоставил человеку возможность участвовать с Ним на равных в создании и совершенствовании этого мира.
Вопрос лишь в том, насколько само человечество нравственно доросло до того, чтобы воспользоваться этим знанием "ле-шем шамаим" - "во имя небес", т.е. для служения Творцу и в соответствии с Его волей. В этом корень проблемы. Очевидно, что на данном этапе это мало реально, поэтому практическое использование подобных открытий должно быть максимально ограничено. Как учила нас ненавязчивая "совковая" пропаганда: "Спички детям не игрушка"! В полной же мере мы сможем воспользоваться плодами наших сегодняшних (и завтрашних) открытий, включая клонирование, изменение пола, генную инженерию и т.д., только с приходом Мошиаха, в "обществе будущего", лишенного современных пороков и корысти. Впрочем, ждать осталось уже не долго.

[ Список вопросов ]


Вопрос: Отмечается ли как-то в молитвах день 22 июня?
Ответ: В еврейской традиции помимо праздников, упомянутых в Торе, отмечаются также даты, связанные и с некоторыми историческими событиями. Например, траурные даты, связанные с разрушением 1-го и 2-го Храма, или праздничные даты, связанные с чудом освобождения, такие, как Ханука и Пурим, которые давно уже стали "официальными" религиозными праздниками. В последнее время еврейский календарь пополнился еще и "хасидскими" датами, связанными с жизнью и деятельностью великих учителей.
Однако, празднуя или отмечая то или иное событие, мы должны видеть в этом событии, прежде всего волю Творца, его явное или скрытое участие в судьбе еврейского народа. Если событие не носит характер явного откровения или чуда, мы все равно можем его отмечать обычным образом, но оно не становится предметом религиозного служения или темой для молитв.
К таким историческим событиям, которые так и не стали духовным этапом в нашей истории, можно отнести День провозглашения независимости государства Израиль, восстание в Варшавском гетто и другие даты, связанные с Катастрофой в годы Второй мировой войны. Поэтому мы и не отмечаем эти даты, как религиозный ритуал. Никак не упоминается в наших молитвах и 22 июня - начало Великой отечественной войны.
Впрочем, у этой даты есть и "оборотная сторона". В 1941 году, в тот же самый день 22 июня (28 Сивана по еврейскому календарю) Любавичский Ребе вместе со своей женой вступил на территорию США, что во многом предопределило дальнейшее развитие всего мирового еврейства.

[ Список вопросов ]


Вопрос: Недавно у нас выступала израильская певица Дана Интернешнл, которая, как известно, в свое время сменила (сменил - ?) пол. Как еврейская традиция к этому относится?
Ответ: Я не думаю, что есть общепринятый ответ на этот вопрос. Еврейская религиозная общественность относится к этому весьма отрицательно. Но это еще ни о чем не говорит. Если же не брать этот конкретный случай, а немного порассуждать на эту тему…
Мы знаем, что в Торе существует обряд гиюр (переход в еврейство), в результате которого (если вся процедура была проведена Раввинским судом по законам Торы) человек меняет свою природу. Мы считаем (не вдаваясь в подробности), что в данном случае имеем дело с особым явлением: в не еврейском теле еврейская душа. Обряд гиюра дает человеку возможность стать самим собой и вести еврейский образ жизни в соответствии со своей внутренней природой. Однако решать этот вопрос имеет право только Раввинский суд.
Не исключено, что возможна такая ситуация, когда, например, в мужское тело (или наоборот) попадает "женская" душа. (Зачем Творцу это надо - это уже другой вопрос) Тогда тоже может встать вопрос о том, чтобы привести тело данного человека в соответствие с его внутренней природой. Но решать это, как и в случае с гиюром, должны не только медики и психологи, но в первую очередь раввины. И основным условием подобной операции для заявителя, должно быть его полное и безоговорочное признание Торы и обязанность вести религиозный образ жизни в новом качестве.
Все вышесказанное следует считать исключительно частным мнением, которое не претендует на полную истинность.

[ Список вопросов ]


Вопрос: Обязательна ли молитва для женщин?
Ответ: О том, насколько значима молитва еврейской женщины в Традиции, мы можем судить по тому, что молитва Ханы, матери пророка Шмуэля, приводится как образец молитвы вообще.
Обязанность для женщины обращаться с молитвой к Творцу каждый день не ставится Мудрецами под сомнение. Расхождение во мнениях связано с содержанием молитвы.
Большинство авторитетов полагает, что женщина обязана читать ежедневно утреннюю молитву "Шахарит": Утренние благословения и благословение на Тору (стр. 6-10), чтение "Шма Исраэль" (стр. 46-48), благословение между "Шма" и "Шмоне Эсре" (стр. 48-50), молитва "Шмоне Эсре" (в будний день - стр. 50-61) и "Алейну" (стр. 84).
И дневную молитву - "Минха": "Шмоне Эсре" (стр. 97-103) и "Алейну" (стр. 105-106).
Кроме этого женщины читают "Шма Исраэль" перед сном (стр. 118-120). От других молитв ("Галель", "Мусаф" и т.д.) женщины освобождены. В молитве "Неила", которая читается в конце "Йом Киппур", женщины тоже участвуют.
Однако женщина имеет право читать любую молитву наравне с мужчинами. И многие религиозные женщины так и поступают.

(Страницы указаны по молитвеннику "Теѓилат ѓа-Шем")

Ѓалаха (от глагола "ѓолех" — "идет", "следует") — совокупность практических требований и предписаний еврейского религиозного Закона, которым еврей следует в своей повседневной жизни.

[ Список вопросов ]


Вопрос:Почему еврейский закон, в отличие от христианского, такой мстительный? Например, обязанность выбить обидчику глаз ("око") (далее идет ссылка на христианские источники)?
Ответ:Небольшое уточнение. Фраза "око за око" (а также - "зуб за зуб", "ожог за ожог", "рана за рану" и т.д.) НИКОГДА не понималась, как необходимость нанести ответное увечье. Это удачный пример искажения смысла текста Торы (Писания). Речь во всех этих случаях идет о соответствующей денежной компенсации, т.е. выражение "око за око" понимается, как "стоимость (условная) глаза - штраф за выбитый глаз" и т.д. Исус не мог об этом не знать, ведь он учился у еврейских Мудрецов (его учителем был Иегошуа бен Прахья). Таким образом в этих словах не содержится никакой особой "мстительности". А что касается вашей цитаты, то лукавит либо сам Исус, либо Евангелие.

[ Список вопросов ]


Вопрос: Можно ли брить бороду в Лаг-ба-Омер?
Ответ: Весь период от Песах до Шавуот действуют ограничения, связанные с траурным характером этого времени: не покупают и не шьют новой одежды, не едят в первый раз фрукты нового урожая, не устраивают свадеб (за исключением самого дня Лаг-ба-Омер) и не стригутся. Стричься можно только в канун Шавуот после полудня. Ребе РАШАБ не одобрял тех, кто делал это раньше. А вот бриться не следует вообще - ни во время "сфират ѓа-омер", ни в любое другое время.

[ Список вопросов ]


Вопрос: Как следует поступить, если я был крещен, а теперь хочу снова стать евреем?
Ответ: Для начала совершить "тшуву" - т.е. раскаяться, а потом надо просто начать "быть евреем", т.е. начать вести еврейский образ жизни с той самой минуты, как вы почувствовали в этом необходимость. Дело в том, что для того, кто родился евреем, нет необходимости совершать какие-то дополнительные, специальные действия, чтобы "стать евреем" (например, что-то, аналогичное крещению). Еврей самим фактом своего еврейского происхождения (от матери-еврейки) наследует все "права и обязанности" своего народа перед Все-вышним. Даже отсутствие обрезания для мужчины (что, как известно, легко поправимо) не является препятствием для соблюдения всех остальных заповедей. Поэтому каждый еврей (даже "крещенный") имеет "право" на изучение всей Торы, т.е. всей еврейской религиозной традиции, безо всяких ограничений. Так, что поступать, почти, как поется в песне: "Ой, мамочка, крести меня обратно!" нет никакой необходимости. Короче говоря: "если хочешь быть евреем - будь им!".

[ Список вопросов ]


Вопрос: Уважаемый ребе! Где можно подписаться на вашу газету?

Ответ: На бумажный вариант подписки нет. Газета поступает в еврейские центры, школы и синагоги.

Если вы хотите получать издание в виде рассылки сообщите об этом письмом shepliakov@hotmail.ru . Также можно заказать газету подготовленной для издания (например в формате AI).

[ Список вопросов ]


"Шалом! Я учусь в ульпане и каждый раз с удовольствием читаю выпуски, издаваемые Вашей общиной, посвященные недельным главам Торы. Я изучаю ТаНаХ уже 2 года, а также делаю первые шаги в изучении Каббалы.
У меня к Вам три вопроса:
Вопрос: Я где-то читала, что еврейской традицией разработаны критерии, в соответствии с которыми и определяют, соответствует тот или иной "кандидат" на Мошиаха, периодически появляющийся среди еврейского народа, тем параметрам, которые нам даны в ТаНаХе. Где можно было бы об этих критериях прочитать со ссылкой на соответствующие стихи ТаНаХа? ..."

Ответ:Шалом, Наташа! Сейчас издается много популярных книг по еврейской традиции. Среди них есть книги и на интересующую вас тему. Советую зайти в книжный магазин в Синагоге на Б.Бронной и подобрать там подходящую литературу. Классическим источником информации на эту тему считается книга Рамбама "Мишне Тора", последний 13-ый раздел, последние две главы - 11, 12. Там должны быть и ссылки тоже. Если вы свободно читаете на иврите, то лучше читать в оригинале.

Вопрос:"В 9-ом номере Вашего выпуска, посвященного недельной главе, в рубрике "Спроси раввина" я прочитала, что Иисус Христос был учеником Иеѓошуа бен Прахья. Откуда это известно? ..."

Ответ:Из устной традиции. Другими словами, непосредственные свидетели этих событий передали эту информацию своим ученикам, те - своим и так далее, до наших дней. Надо помнить, что для иудаизма вся эта история, связанная с личностью Ешу ѓа-Ноцри (так принято называть Иисуса), а также с его учением, не носят принципиального характера. Поэтому и не было необходимости писать на эту тему специальные книги. В самой еврейской Традиции довольно мало сведений на эту тему, и в основном она передавалась изустно. Лично я узнал о том, что Иеѓошуа бен Прахья был его учителем из бесед Любавичского Ребе на "Пиркей Авот".

Вопрос:"Скажите, а в Вашей общине существует возможность поговорить с раввином? На Бронной и на Архипова это сделать нереально, а хотелось бы, т.к. вопросов по ТаНаХу множество, а ответы находятся с трудом. Наташа."

Ответ:Для еврея нет ничего невозможного в этом мире, особенно, когда речь идет о его стремлении быть ближе к Традиции. Так что, заходите, поможем. Кстати, можно прийти к нам на Субботу (в пятницу вечером) и поговорить с раввином.
С наилучшими пожеланиями, редакция "Даркей Шалом". [ Список вопросов ]


Copyright ©. Последнее изменение: 27.03.2001