Шаббат
Свет традиции Суббота в еврейской традиции «Чтобы не споткнуться…» О заповеди Субботы  

«И если она будет в радости зажигать субботние свечи, она удостоится того, что ее дети осветят этот мир светом Торы». ("Зоѓар")

Шаббат шалом!

«Свеча для одного - свеча для многих»

В наше тревожное время - время скорого прихода Мошиаха,когда духовная тьма кажется как никогда густой и беспросветной, мы особенно нуждаемся в чистом источнике света. Поэтому духовный руководитель нашего поколения - Любавичский Ребе, обращается ко всем еврейским женщинам от 3 до 120 лет с задушевной просьбой:возродить в своих домах чудесныйдревний обычай зажигания Субботних свечей, от которого становится радостней и светлей в каждой еврейской семье и во всем мире. А мыможемтолько пожелать,чтобы уже в эту субботу огонек еврейства зажегся и в вашем доме.

Перед зажиганием свечей принято давать небольшую сумму на благотворительные цели (цедока).

Субботние свечи следует зажигать за 18 минут до астрономического захода солнца. После зажигания свечей горящую спичку кладут на металлический поднос, после чего женщины прикрывают ладонями глазаи произносят благословение:БАРУХ АТАА-ДО-НАЙ ЭЛОЃ-ЕЙНУ МЕЛЕХ ЃАОЛАМ,АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВВЕЦИВАНУ ЛЕЃАДЛИК НЕР ШЕЛЬШАББАТ КОДЕШ.
Перевод: «Благословен Ты Все-вышний, Б-г наш, Царь этого мира, освятивший нас своими заповедями и повелевшийнам зажигать светильник(в честь) святой Субботы».

В конце субботы женщины снимают с себя святость Субботысловами:БАРУХ ЃАМАВДИЛЬ БЕЙН КОДЕШ ЛЕХОЛЬ.
Перевод: «Благословен, разделяющий между святым и будничным!»

Свет традиции

«Еврейский дом благословляется только ради женщины» - утверждает еврейская Традиция. Уже в самой первой еврейской семье – у Авраама и Сары – были знаки этого благословения: субботние свечи, зажженные с пятницы, горели всю неделю, субботняя хала всегда оставалась свежей, а над самим шатром постоянно висело облако, как знак особой чистоты и святости, которая присутствовала в их доме…
С тех пор прошло почти 4 тысячелетия, и все это время еврейские дома освещает теплый огонек субботних свечей. Зажженный заботливой женской рукой, он наполнял дом светом и нес с собой мир и благословение нашему народу. В наше тревожное время – время скорого прихода Мошиаха, когда духовная тьма кажется как никогда густой и беспросветной, мы особенно нуждаемся в чистом источнике света. Поэтому Глава и духовный руководитель нашего поколения – Любавичский Ребе – обращается ко всем еврейским женщинам от 3 до 120 лет с задушевной просьбой: возродить в своих домах этот чудесный древний обычай, освященный нашей традицией, от которого становится радостней и спокойней на душе и светлей в каждой еврейской семье и во всем мире.
В древности субботние свечи действительно были единственным источником света в еврейских домах. «Зажигай субботние свечи, чтобы никто не споткнулся о порог твоего дома» - говорится в наших книгах. Теперь субботние свечи создают особую атмосферу праздника и уюта, в которой мы так нуждаемся сегодня. Но вместе с тем их свет – это еще и свет нашей традиции, чистый свет еврейства, который призван освещать нашу жизнь.
«…И если она зажигает субботние свечи с радостью в сердце, она удостоится детей, которые озарят мир светом Торы и принесут мир нашему народу».
Перед зажиганием принято делать пожертвования на благотворительные цели – давать цедоку. Зажигая субботние свечи, вы можете мысленно пожелать всего самого лучшего своим близким, родным и знакомым – эта беззвучная молитва наверняка будет услышана!
А мы можем только пожелать, чтобы уже в эту субботу огонек еврейства зажегся в вашем доме. А-гут шабос!

Суббота в еврейской традиции

«Если вы будете зажигать субботние свечи, то я дам узреть Вам свечу Сиона – отстроенный и обновленный Иерусалим». (Мидраш, «Йалкут Шимони»)
«И если она будет зажигать субботние свечи с радостью в сердце, она принесет мир в свой дом, и удостоится детей, которые озарят мир светом Торы, и этим принесет мир на землю и долголетие своей семье!» («Зоѓар», гл. Берейшит)
«Два ангела сопровождают еврея в Субботу вечером из синагоги: Белый и Черный (Добрый и Злой). И если, придя домой, он находит там горящие субботние свечи, накрытый субботний стол и застеленную постель, то добрый ангел провозглашает: «Да будет так и на следующую субботу», и Злой ангел против своей воли соглашается и произносит: «Амен!» Но если, не дай Б-г, это не так, то уже Злой ангел говорит: «Пусть будет так и в следующий раз», и Добрый ангел вынужден ответить: «Амен».
(Талмуд, «Шабат», 119б)
«Всякий кто получает удовольствие от святости Субботы (а зажигание субботних свечей – тоже удовольствие), тому прощаются все предыдущие грехи, и он избавляется от будущего Суда! (Талмуд, «Шабат», 118б)
«И благословил Всесильный день седьмой…» В чем выражается это благословение? В заповеди зажигания субботних свечей. (Мидраш, «Берейшит раба»)

«Чтобы не споткнуться…»

«Субботние свечи приносят в дом свет Торы, который оберегает еврея от ошибок в (этом) мире, где царят тьма и бездуховность…»
«Необходимо… приложить все старания, чтобы каждая еврейская девочка, начиная уже с трех лет, каждую пятницу зажигала субботние свечи. За это все мы удостоимся узреть «свечу Сиона» в самом скором времени, с наступлением истинного и полного Освобождения!» (Из бесед Любавичского Ребе)

О заповеди Субботы

Заповедь субботы является 4-й из Десяти Заповедей, которые были высечены на Скрижалях.
Соблюдение Субботы – один из основных критериев религиозности еврея.
Согласно еврейской мистической традиции, Суббота венчает все предшествующие дни, придает смысл и завершенность всему, что делал еврей в течение недели. И одновременно она дает благословение на следующую неделю.
Суббота является для нас зримым напоминанием о Шести днях Творения («И завершил Всевышний к седьмому дню работу свою, которую сделал, и прекратил Всевышний в день седьмой всю свою работу, которую сделал»), об Исходе из Египта (когда впервые мы начали соблюдать Шабат), о Даровании Торы (в том году этот день пришелся на Субботу) и о грядущей эпохе (день, который весь - нескончаемый Шабат и отдохновение), которая наступит с приходом Мошиаха и полным Освобождением.

Вернуться к началу


Copyright © Последнее изменение: 01.03.2001